Действующие в настоящее время федеральные нормативно-правовые акты не содержат определения термина «рекультивация полигона ТКО», не дают однозначный ответ о субъекте, обязанном осуществить рекультивацию полигона ТКО, и об источниках финансирования указанных расходов.
11 августа в режиме конференц-связи прошло расширенное заседание Комитета по экологии и природопользованию под председательством Аллы Поляковой. На нем присутствовали члены Комитета, представители МинЖКХ, Минэкологии, Контрольно-счетной палаты Московской области (далее - КСП), главы ряда муниципалитетов. Были подведены итоги экспертно-аналитического мероприятия «Оценка достаточности предусмотренных в инвестиционных программах в области обращения с твердыми коммунальными отходами средств для дальнейшей рекультивации отдельных полигонов твердых коммунальных отходов, а также оценка эффективности их реализации».
Как следует из отчета КСП, средства на дальнейшую рекультивацию полигонов ТКО в тарифах на захоронение ТКО, действовавших в период 2018-2020 годов, не предусматривались. В инвестиционных программах отдельных полигонов ТКО, утвержденных МинЖКХ в период 2018-2019 годов, средства на их рекультивацию не заложены. Полигоны ТКО «Малая Дубна», «Ядрово», «Лесная», «Сабурово», «Торбеево» и «Озеры» завершили прием отходов на захоронение в декабре 2020 года, при этом по состоянию на 8 июня 2021 года объекты не включены в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ГРОНВОС).
«Необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования сферы рекультивации полигонов ТКО. Сейчас у нас закрывается полигон, и непонятно, какой центральный орган исполнительной власти Московской области несет ответственность за дальнейшую судьбу объекта и его рекультивацию», - отметила она.
Как было отмечено на заседании, действующие в настоящее время федеральные нормативные правовые акты не содержат определения термина «рекультивация полигона ТКО», не дают однозначный ответ о субъекте, обязанном осуществить рекультивацию полигона ТКО, и об источниках финансирования указанных расходов.
«Из совокупного толкования различных документов в сфере обращения с ТКО под рекультивацией полигона ТКО понимается частный случай рекультивации земель, который включает в себя комплекс мероприятий, проводимых после завершения эксплуатации полигона ТКО, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду от полигонов ТКО и восстановление продуктивности земельных участков, на которых они размещены», - пояснил аудитор Контрольно-счетной палаты Александр Лазарев.
Он отметил, что на сегодняшний день, ни МинЖКХ, ни Минэкологии не относят к своим полномочиям вопросы рекультивации подмосковных полигонов ТКО в период с завершения их эксплуатации и до включения в ГРОНВОС, и соответственно, не располагают информацией об объеме средств, необходимых для рекультивации отдельных полигонов ТКО, а также источниках финансирования указанных мероприятий.
«Таким образом, с точки зрения законодательства в вопросе рекультивации полигонов ТКО есть «слепая зона». Поэтому участники заседания считают актуальным направить обращение: в Минприроды РФ о необходимости законодательно закрепить термин «рекультивация полигона ТКО»; в Правительство РФ о том, чтобы законодательно закрепить обязанность субъектов РФ или субъекта, эксплуатирующего полигон, часть денежных средств от платежей за негативное воздействие на окружающую среду аккумулировать на специальном счете и направлять целевым назначением на рекультивацию полигонов ТКО. Это позволит частично покрыть затраты субъекта на рекультивацию полигона. В-третьих, важно определить полномочия центральных исполнительных органов госвласти Московской области в части регулирования вопросов рекультивации полигонов ТКО в период с завершения их эксплуатации и до включения в ГРОНВОС», - подчеркнула Полякова.
Председатель профильного Комитета Мособлдумы также напомнила, что в апреле этого года Президент в Послании Федеральному Собранию особое внимание уделил проблеме рекультивации полигонов: «Президент говорил о необходимости «окрасить» экологические платежи, поступающие в федеральный бюджет. То есть целевым образом эти деньги направлять на ликвидацию накопленного вреда и оздоровление окружающей среды. Среди других поручений - ускорить принятие закона, который установит финансовую ответственность собственников предприятий за ликвидацию накопленного вреда, за рекультивацию промплощадок. Это те направления, которые, работая в единой ключе, обеспечат успешное решение проблемы рекультивации полигонов»,- резюмировала Алла Полякова.